Аквариумисты всего мира содержат более 2000 видов рыб, размножаются же в неволе около 600 видов, поэтому ежегодно огромное количество рыб вылавливается из природных водоемов. Как правило, эти места находятся далеко от стран, для которых эти рыбки в конечном итоге предназначаются.
Перевозка декоративных рыбок на большие расстояния является важной составной частью торговли этими рыбками. Трудно, конечно, найти водоем со скоплением искомых рыб и выловить их. Но еще труднее доставить этих рыбок к нашим аквариумам. Прибыли аквариумных фирм бывают настолько велики, что им ничего не стоит фрахтовать для перевозок рыб целые реактивные авиалайнеры.
После того, как декоративные рыбки покинут своё родное место, где их поймали, они проходят через несколько рук, прежде чем окажутся в наших аквариумах. Цепочка промежуточных хозяев обычно включает фермера, вырастившего этих рыбок, или поймавшего их рыбака, затем экспортера, перевозчика, импортера, оптового торговца, розничного торговца и, наконец, аквариумиста.
Вначале рыбок держат в контейнерах, подвешенных в их родном водоеме. Это продолжается до тех пор, пока не соберётся достаточно большое количество рыбок, чтобы можно было оправдать усилия и затраты на транспортировку в следующий пункт временного размещения, куда доставляют рыб от многочисленных групп рыбаков со всей местности. Как и у местных рыбаков, в пункте временного размещения рыб держат до тех пор, пока не соберется достаточно большая партия для экспорта. Таким образом, рыбы проходят по этой установившейся цепочке, пока не попадают на экспортный пункт, который находится недалеко от международного аэропорта.
В большинстве случаев рыб перевозят на воздушном транспорте. Это оказывает значительное влияние на окончательную розничную цену рыб. Рыб, в отличие от других животных, нужно перевозить в воде, которая значительно увеличивает вес груза, следовательно, и стоимость перевозки. Таким образом, живых рыб приходиться упаковывать как можно плотнее, чтобы свести к минимуму стоимость авиаперевозки, приходящуюся на одну рыбку.
Рыб упаковывают в пластиковые пакеты, которые приблизительно на одну треть наполняют водой и на две трети — кислородом. До упаковки рыб желательно не кормить — это позволяет свести к минимуму количество выделяемых ими отходов. К воде можно добавить различные химические вещества — например, гранулы цеолита, который удаляет аммиак. Иногда с целью замедления метаболизма у рыб в воду добавляют анестезирующие средства — например, феноксиэтанол. Метаболическую активность рыб во время перевозки также можно снизить путём понижения температуры воды на несколько градусов. Кроме того, седативное воздействие позволяет устранить агрессию.
После упаковки пакеты с рыбами помещают в ящики из пенополистирола, которые обеспечивают им защиту и постоянную температуру, а затем отвозят в аэропорт. Решающее значение имеет точный расчет времени, которое должно уйти на процедуру оформления документов. Перевозка живых рыб должна соответствовать правилам перевозки животных, установленным Международной ассоциацией авиатранспорта. В случае значительной задержки взлета самолета всю партию рыб иногда приходится возвращать на экспортный пункт и распаковывать.